Основания для отказа в предоставлении отдельных видов медицинских услуг
Право на льготное лекарственное обеспечение.
Еще не так давно право на льготное лекарственное обеспечение было закреплено в ст. ст. 22, 23, 26, 27, 28, 44 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» и в п. 3 Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Согласно этим нормативным актам, бесплатно получали все лекарственные средства инвалиды и участники ВОВ; бывшие несовершеннолетн
В настоящее время термин «льготное лекарственное обеспечение» в федеральных законах не встречается. Можно косвенно судить о том, что государство предоставляет некие льготы, по главе 12. Государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения регулируется ст. 60 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», хотя о потребителях ЛС там ничего не сказано.
Существует также приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.09.2006 N 665 «Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» с изменениями и дополнениями, внесенными в Перечень в соответствии с Приказом Минздравсоцразви
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 345-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи») с 1 апреля 2012 г. с учетом индексации на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 795 руб. 88 коп. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде обеспечения в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированн
Пенсионный фонд РФ. Набор социальных услуг (режим доступа: 01.06.2012).
В Федеральном законе N 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в ст. 81 «Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» читаем: «…2. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: …5) перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцен
Таким образом, право на льготное лекарственное обеспечение оказалось размытым, переведенным с федерального уровня на региональный, а размер финансовой поддержки реализации этого права не соответствует современным ценам на лекарства. Это говорит лишь о том, что фармацевтический рынок России постепенно перестает быть сферой лекарственного оборота, а становится сферой оборота денег.
Право на планирование семьи.
Право на планирование семьи и регулирование репродуктивной функции закреплено в следующих статьях Федерального закона N 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»:
- стр. 51 «Права семьи в сфере охраны здоровья»;
- стр. 55 «Применение вспомогательных репродуктивных технологий»;
- стр. 80 «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».
В России, по разным данным, каждый шестой брак бездетный. Непростая демографическая ситуация требует решения с помощью медицинских технологий и при детальном правовом регулировании. Закон устанавливает право каждой совершеннолетней женщины на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона. Общее право на информацию о предполагаемом медицинском вмешательстве в случае инкорпорального оплодотворения приобретает особое значение. Предусмотрено право женщины на информацию о предстоящей процедуре и ее последствиях, о данных медико-генетичес
В рамках права на планирование семьи предусматриваетс
Право на трансплантологич
Закреплено Федеральным законом N 323 в ст. 47 «Донорство органов и тканей человека и их трансплантация (пересадка)». Особое внимание следует обратить на принципиальные положения данной статьи, призванные обеспечить безопасность пациентов: «…2. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора допустимо только в случае, если по заключению
Права граждан при обращении за медицинской помощью (услугой).
Законодательно установлено, что при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на: — уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
- выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилак
тического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; - обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиен
ическим требованиям; - проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
- облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
- сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;
- информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
- отказ от медицинского вмешательства;
- получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
- получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
- возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
- допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
- допуск к нему священнослужител
я, а в больничном учреждении — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
Эти положения представляют собой правовое оформление естественных, изначально присущих медицине функций. Пациент ожидает от врача облегчения страданий и доброго, уважительного отношения — в этом смысл и цель врачебной профессии. Речь идет о нравственных началах медицины.
Законодатель, юридически закрепляя давно сложившиеся на нравственно-этич
Закреплено право пациента на выбор лечащего и семейного врача в зависимости от его согласия и право на выбор лечебного учреждения в соответствии с договором медицинского страхования. Здесь мы видим комплементарност
Право на конфиденциальнос
Интересно трактуется в законодательстве право граждан на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе, иных сведениях, полученных при обследовании и лечении. Этому праву противостоит соответствующая обязанность. Детально вопрос рассмотрен в ст. 13 «Соблюдение врачебной тайны» Федерального закона N 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», но некоторые детали отмечены и в других ст. ст. 4, 59, 78, 79.
Субъекты обязанности по сохранению врачебной тайны определены родовыми признаками, перечень их открытый. Это лица, которым сведения, составляющие врачебную тайну, стали известны при обучении, исполнении профессиональных
Закон предусматривает случаи, когда сведения, составляющие врачебную тайну, могут быть предоставлены третьим лицам. Перечень этих случаев дан как закрытый:
- в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
- при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
- по запросу органов дознания, следствия, прокуратуры и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством
; - в случае оказания помощи несовершеннолетн
ему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей; - при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.
Все иные случаи разглашения сведений, составляющих врачебную тайну, могут расцениваться как причинение морального вреда и гражданин (пациент) вправе требовать в судебном порядке компенсации в соответствии с гражданским законодательство
Право на информацию.
Статья 22 «Информация о состоянии здоровья» Федерального закона N 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусматривает право граждан (пациентов) на получение информации о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, возможном риске, предполагаемых вариантах медицинского вмешательства, их последствиях, результатах лечения. Сведения должны быть предоставлены в доступной для граждан форме. Гражданин вправе лично знакомиться со всей медицинской документацией, включая историю болезни, данные о результатах анализов, выписки, справки и т.д. По требованию пациента ему должны быть переданы копии медицинских документов или подробные выписки для консультаций с другими специалистами.
Но в этой же статье есть очень интересный пункт, который показывает существенное отличие новых законов в сфере здравоохранения от прежних, большую либерализацию самого законодательства и вариабельность моделей отношений врача и пациента: «…3. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация».
Право на добровольное согласие на медицинское вмешательство.
Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства закреплено вст. 20 «Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства» Федерального закона N 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Здесь прямо указано: «1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи».
Кроме того, дано определение того, что такое медицинское вмешательство в ст. 2: «…5) медицинское вмешательство — выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую
Специальные ситуации медицинского вмешательства оговорены в ст. 54 «Права несовершеннолетн
Здесь важно отметить четкое соблюдение принципа уважения автономии пациента, выражающееся в том, что необходимым условием любого медицинского вмешательства является добровольное, информированное согласие гражданина. Изъятие из этого правила составляют случаи применения в отношении гражданина по решению суда принудительных мер медицинского характера; случаи медицинского вмешательства в отношении граждан, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, граждан, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; случаи, когда гражданин из-за тяжести состояния не способен выразить свою волю.
За граждан, не достигших пятнадцати лет, согласие либо отказ совершают их законные представители. И вот здесь возникают некоторые вопросы. По действующему гражданскому законодательству гражданин с 14-летнего возраста обладает достаточно широкой по объему дееспособностью: уголовный закон устанавливает минимальный возраст наступления уголовной ответственности с 14 лет; по трудовому законодательству гражданин, достигший 14-летнего возраста, может работать; предполагается выдавать паспорт с 14 лет. При этом выразить самостоятельно свою волю и распорядиться таким неотчуждаемым личным благом, как жизнь и здоровье, гражданин может только с 15 лет.
Это одна сторона проблемы. Другая — в недостаточном урегулировании вопроса о защите интересов несовершеннолетн
Право на допуск адвоката, священнослужител
Право на допуск к пациенту адвоката или иного представителя для защиты его прав, а также на допуск священнослужител
Право пациента на допуск к нему священнослужител
Право на защиту субъективных прав.
Часть 2 ст. 30 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» предусматривала для пациентов право на защиту их субъективных прав при оказании медицинской помощи. В новом Федеральном законе N 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» этот момент почему-то не оговаривается, хотя латентно присутствует в главе 10 «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». В остальном тексте подразумевается, что защита гражданами своих прав в сфере охраны здоровья достаточно четко регламентирована другими документами, например в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. N 59 «Об обращениях граждан». Согласно этому документу правомочие на защиту — гарантия реализации и средство правовой охраны субъективного права от возможного нарушения. Следовательно, пациент в случае нарушения его прав может обратиться с жалобой к администрации лечебного учреждения, в вышестоящую организацию, в профессиональную медицинскую ассоциацию, лицензионную комиссию или в суд. Кроме того, пациент может обратиться с жалобой в прокуратуру по месту нахождения медицинской организации.
Федеральный закон N 326 «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ» предусматривает еще одну инстанцию, защищающую права пациентов: это страховые медицинские организации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. С жалобой о защите прав пациента может обратиться как он сам, так и его близкие.
Права несовершеннолетн
Право на отказ от патологоанатомич
Закон предусматривает право на отказ от патологоанатомич
Право на возмещение ущерба.
Закон предусматривает право граждан на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью при оказании ему медицинской помощи, закрепленное в параграфах 2, 4 главы 59 Гражданского Кодекса РФ. Кроме того, имеется ряд статей Федерального закона N 323, где оговариваются варианты действий при нанесении/ненане
Но наиболее важной в данном Законе является глава 13 «Ответственность в сфере охраны здоровья», которая содержит ст. 98″Ответственность в сфере охраны здоровья». В ней указывается:
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательство
2. Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательство
3. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, которые установлены законодательство
4. Возмещение вреда, причиненного жизни и (или) здоровью граждан, не освобождает медицинских работников и фармацевтических работников от привлечения их к ответственности в соответствии с законодательство
Это требует некоторых разъяснений. Вред, причиненный жизни и здоровью граждан при оказании медицинской помощи, или вследствие отказа от медицинской помощи, или при оказании медицинской помощи низкого качества, возмещается в соответствии с гражданским законодательство
Материальный ущерб складывается из фактически понесенных гражданином затрат: затрат, которые гражданин неминуемо понесет в будущем для ликвидации последствий вреда (расходы на дополнительное лечебное питание, дополнительные медицинские процедуры, санаторное лечение и т.д.); упущенных выгод (потери в заработке, невозможность дополнительных заработков и т.д.).
Под моральным вредом понимается причинение потерпевшему физических либо нравственных страданий. Компенсация морального вреда производится вне зависимости от компенсации материального одновременно с ним.
В настоящее время иски пациентов к медицинским учреждениям о возмещении материального и морального вреда, причиненного при оказании медицинской помощи, широко вошли в повседневную практику судов. Иски пациентов в большинстве своем обоснованны и удовлетворяются судами. С медицинских учреждений взыскиваются огромные суммы. Избежать этого можно только одним путем — уважая права пациента и надлежащим образом исполняя свои обязанности.
Большую помощь в этом может оказать выполнение норм Федерального закона N 326, который регламентирует роль медицинских страховых организаций в защите прав пациентов. Ведь именно здесь определены механизмы возмещения вреда, объем средств на такое возмещение и субъекты, которые обязаны возмещать вред, нанесенный здоровью. Обо всем этом говорится в ст. ст. 28, 31, 34, 41 Закона.
Этические гарантии прав пациента.
Особая значимость этического регулирования деятельности и отношений, возникающих в ходе организации и оказания медицинской помощи, определяется самой природой медицины, гуманистическими истоками ее возникновения и последующей социальной институционализа
Право и этика, нормы законодательства в области охраны здоровья граждан и положения медицинских этических кодексов в целом регулируют реализацию одних и тех же прав — прав и обязанности врачей, пациентов и общества, определяют нормы и правила их взаимоотношений. При этом пространство этической оценки оказывается много больше правового пространства, что позволяет ей одновременно быть и своеобразной лабораторией права.
Основные этические нормы регулирования взаимоотношений, возникающих в ходе организации и оказания медицинской помощи, представлены в текстах Клятвы врача (ст. 60 «Основ…»), Этических кодексов врача, Этических кодексов медицинской сестры и т.д.
Наиболее важными современными направлениями этического обеспечения прав пациента могут быть названы следующие:
а) информационно-об
б) организация и проведение этической экспертизы — качества оказанной медицинской помощи, проектов нормативных документов и научно-исследова
Наряду с ценностями и принципами профессиональных видов этики, регулирующих межперсональные отношения, складывающиеся в области здравоохранения (биомедицинская этика, деонтология, биоэтика), в последние годы все более осознается социальная значимость и отраслевая потребность в этическом регулировании межинституционал
Этические проблемы отрасли в первую очередь оказываются связанными с поиском приоритетов распределения ресурсов и средств здравоохранения. Применительно к этическому обеспечению прав пациента это предполагает решение вопросов доступности медицинской помощи и ее должного качества, а также соблюдения прав пациента на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала, врачебную тайну, добровольное информированное согласие и отказ от лечения.
Формы внутреннего и внешнего этического регулирования взаимодополняют друг друга. К примеру, в Кодексе врачебной этики, разработанном Российской медицинской ассоциацией, наряду с положениями, регламентирующим
Этическая оценка и этическое регулирование профессиональной деятельности в здравоохранении оказываются особо востребованными, с одной стороны, по мере утверждения демократических принципов, когда врач все более имеет дело с автономной и самостоятельно определяющей себя личностью, становящейся полноправным субъектом лечения, а с другой стороны, в контексте распространения новых биомедицинских технологий, когда медицинское вмешательство может сопровождаться серьезными и не всегда до конца предсказуемыми социальными, мировоззренчески
Действенным этическим механизмом, призванным способствовать реализации прав пациента, могут быть положения Концепции развития здравоохранения и медицинской науки. Этическое регулирование и оценка оказываемой медико-социально